Scroll to top

ПРОЕКТ "ОРИОН"

Проект «Орион» направлен на развитие и обеспечение устойчивого функционирования национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры, как технологической основы всех сфер жизнедеятельности государства, экономики, общества и национальной безопасности страны в целом.

01

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ

Цель проекта — в перспективе 15-20 лет превратить Россию в глобального «экспортёра доверия» – экспортёра доверенных Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Это достигается разработкой необходимых открытых сетевых технологий и изменением принципов построения современного Интернета с использованием только открытых технологий, которые позволят гарантировать прозрачность и безопасность цифровых услуг для пользователей, провайдеров, регуляторов и обеспечить полное функциональное взаимодействие с унаследованными существующими технологиями.

02

ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ "ОРИОН"

Создание открытой глобальной информационной инфраструктуры на базе новых принципов построения современных систем передачи данных («новый интернет») в качестве способного к конкуренции объекта глобального рынка телекоммуникационных решений требует широкого системного подхода.

Ни одна компания в России не может в одиночку решить задачу такого масштаба, необходима консолидация усилий многих государственных органов, финансовых структур, коммерческих компаний для достижения значимого результата.

Формируется консорциум «ОРИОН» и комплексный проект по созданию глобальной, доверенной, конкурентной, технологически независимой, устойчивой к санкциям информационной инфраструктуры на базе новых принципов построения современных систем передачи данных (программа «ОРИОН»), разработке российских технологий производства сетевого оборудования, электронной компонентной базы (ЭКБ) и программного обеспечения. В рамках проекта «ОРИОН» будет осуществлена разработка базовой сетевой технологической платформы «ОРИОН» с элементами искусственного интеллекта, включая разработку и производство сетевого мультипротокольного процессора (СМП), способного выполнять задачи в составе современных сетевых решений для IoT, 5G, автономного транспорта, VR, телемедицины и прочего.

03

ЦЕЛИ ПРОЕКТА "ОРИОН"

  • Создание новых технологий передачи данных, в том числе — двойного назначения, для построения доверенных сетей; доверенная сеть связи — единая телекоммуникационная сеть связи, реализующая единое информационное пространство, разделяемое на зоны с различным набором прав на использование сервисов (инфокоммуникационных услуг), при обращении к которым организуется защищенное соединение, обеспечивающее конфиденциальность, целостность и аутентичность передаваемой и получаемой информации;
  • Снижения риска технологической зависимости в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
  • Создание развивающейся, экономически и санкционно устойчивой экосистемы для самообеспечения дальнейших разработок
  • Повышение экспортного потенциала России;
  • Стимуляция развития микроэлектроники в России;
  • Повышение спроса на высоко квалифицированные кадры;
  • Позиционирование России в мире, как глобального экспортёра доверия в сегменте ИКТ.
04

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА "ОРИОН"

  • Использование открытых подходов к проектированию:
    • принципы архитектуры системы;
    • исходные программные коды;
    • архитектура микропроцессоров и микросхем.
  • Возможность независимой интеграции различных систем защиты информации (как коммерческого, так и некоммерческого назначения) для обеспечения интересов различных заказчиков (государственных и коммерческих структур);
  • Создание новых протоколов передачи данных вместо устаревших, используемых сегодня;
  • Использование собственного сетевого мультипротокольного процессора, способного выполнять задачи в составе современных сетевых решений для «интернета вещей» (IoT), сетей и систем связи 5-го поколения (5G), экосистем автономного транспорта и виртуальной реальности, телемедицины;
  • Использование элементов искусственного интеллекта для оптимизации и упрощения процесса подключения новых устройств.
  • Оригинальная и конкурентная бизнес-модель, основанная на слабостях существующих лидеров рынка, а именно – использование закрытой архитектуры устройств и систем, оставляющих возможность для внедрения «недекларируемой функциональности» (Отсутствие должного уровня доверия – одна из ключевых проблем в сегменте глобальных коммуникаций, прежде всего, имеем в виду сеть Интернет);
  • Международная кооперация и изначальная ориентированность на экспорт решения в любые страны мира
  • Повышенная санкционная устойчивость за счёт абсолютной унификации узлов и элементов систем, разработанных и производящихся различными компаниями в разных странах мира (сейчас выбор только между условно «западными» и «китайскими» производителями и технологиями);
  • Позиционирование Российской Федерации, как глобального экспортёра доверенных средств и систем не только в сегменте ПВО и соответствующей безопасности, но и в сегменте глобальных сетей передачи данных и создание глобального имиджа России как экспортёра и гаранта доверия в мире.
05

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • В основе модели лежат уже существующие технологии, в том числе программно-определяемых сетей с элементами искусственного интеллекта;
  • Требуется разработка и производство собственного сетевого мультипротокольного процессора. Именно наличие такого процессора, позволяющего менять протоколы взаимодействия сегментов сети «на лету» и является технической основой модели;
  • Очевидно, что мы не в состоянии немедленно начать производство собственного подобного процессора, но имеется техническая возможность использовать уже существующие ядра типа RISC-V, построенные на основе открытой архитектуры и доступные сегодня с учетом производства на существующих площадках подобных тайваньской компании TSMC. Это не создаст требуемого уровня доверия (на уровне микросхемы) немедленно, но даёт возможность вести разработки уже сейчас и, соответственно, увеличивает скорость выхода на международный рынок. Само собой, что этот подход не отменяет необходимости начать работы по созданию на территории России собственного производства, способного проектировать и производить подобные процессоры. Это особенно актуально учитывая возможность применения аналогичного подходя для построения специальных сетей связи, прежде всего, военного назначения.
  • Открытая архитектура предназначена для лёгкой интеграции с различными системами защиты и кодировки информации. Учитывая огромный опыт и блестящую репутацию советской и российской школ защиты информации, открываются прекрасные возможности как для различных коммерческих разработок (с пониженным уровнем защиты), так и для глубокой интеграции со средствами и системами специального назначения.
  • Проектируемый процессор будет иметь возможность взаимодействия с отдельным криптошлюзом, наличие или отсутствие которого будет определяться категорией заказчика;
  • Наличие процессора, позволяющего менять протоколы взаимодействия сегментов сети «на лету» даёт уникальные возможности для специального применения оборудования, когда даже перехват информации не позволяет разделить данные и служебную информацию без доступа к формату используемого протокола передачи данных;
  • Компании-участники Консорциума «Открытые Цифровые Технологии» в настоящее время работают над проектами, аналогичными конкурсу, объявленному Управлением перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) 5 февраля 2020 на разработку Open Programmable Secure 5G. Программа будет реализована в 3 этапа. На выходе планируется получить продукт, построенный по принципам открытого исходного кода как в программном обеспечении, так и в аппаратном.

Заложена основа, позволяющая начать развитие организационной структуры, а именно:

  • Разработана стратегия «Экспорт доверия». Миссия стратегии – обеспечить равный доступ всех стран мира, всех участников глобального рынка к критическим ИКТ и электронике
  • Создан Консорциум участников рынка открытых, доверенных информационно-коммуникационных технологий и электроники — «Открытые Цифровые Технологии»
  • Идёт работа над созданием Фонда поддержки разработки, распространения и внедрения открытых, доверенных информационно-коммуникационных технологий и электроники — «Фонд поддержки открытых цифровых технологий»
06

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЕКТА

  • Расшатывание стратегической стабильности превратилось на сегодняшний день в один из самых актуальных и значимых вопросов международной безопасности и международных отношений в целом. Причины – появление новых типов вооружений, последовательное и значительно ускорившееся за последние годы разрушение традиционных механизмов ограничения гонки вооружений происходящие на фоне резкого обострения отношений США с Россией и Китаем, их перехода в состояние новой конфронтации, имеющей в том числе военное измерение
  • Резко выросла опасность войны, в том числе ядерной, в случае применения ИКТ против спутников, системы предупреждения о ракетном нападении или критической инфраструктуры, в том числе провокаций, устроенных третьей стороной, вместе с этим, появилась возможность приобретения неядерными средствами, в том числе ИКТ, способности стратегического сдерживания. Это привело к созданию в вооружённых силах различных государств специальных подразделений для «кибер-войн» и увеличению военных затрат на предотвращение угроз.
  • В основе всех процессов, связанных с цифровыми данными, лежит процесс хранения, обработки и передачи цифровой информации при помощи сетей передачи данных и центров хранения и обработки данных.
  • Большинство современных сетей (в том числе и военного назначения) являются независимыми (или изолированными) фрагментами сети Интернет и построены на основе широко используемых в Сети принципов обработки и передачи информации.
  • При всех своих положительных свойствах и глобальном присутствии, технологии интернет имеют и ряд недостатков, неочевидных для большинства пользователей, но хорошо известных специалистам в области передачи данных:

o         структуры управления глобальными сетями принадлежат ограниченному закрытому кругу частных компаний (почти исключительно американских);

o         все технологии разработки и правила организации Сети определяются и принадлежат, практически полностью, транснациональным корпорациям, штаб квартиры которых находятся в США и в связи с этим следуют американскому законодательству и выполняют все подзаконные акты регуляторов, касающиеся их деятельности;

o         правила и технологии навязываются всем участникам, их изменение и модификация в существующем интернете невозможна для большинства участников;

o         не доверенная среда: анонимность, отсутствие гарантированной идентификации пользователей, устройств, сервисов, что даёт широкие возможности злоумышленникам;

  • В настоящий момент складываются благоприятные условия для трансформации телекоммуникационного рынка в пользу Российской Федерации:

o         нарастают противоречия между традиционными игроками рынка (Cisco, Juniper, Alcatel-Lucent, Huawei и другими), которые не могут удовлетворить потребности новых игроков (Google, Amazon, Facebook и других) в телекоммуникационной инфраструктуре, необходимой новому рынку для развития. Новые игроки самостоятельно создают телекоммуникационные решения для собственных нужд и начали активно конкурировать друг с другом (более 50% магистрального трафика уже обслуживаются транспортными сетями данных компаний, построенными на оборудовании и протоколах собственной разработки, а не приобретёнными у мировых производителей);

o         США активно блокируют попытки Китая стать участником самого доходного западного рынка телекоммуникаций – сетей пятого поколения. Это лишнее подтверждение того, что невозможно стать лидером следуя в фарватере существующих технологий и правил, диктуемых традиционными игроками рынка;

o         используемые сегодня традиционные технологии не способны обеспечить устойчивость сети при взрывном росте количества пользователей сети «Интернет» (по прогнозам, более 50 миллиардов новых подключений. в течение 10 лет.) и, в любом случае, необходимо создание новых принципов, технологий и оборудования, способных гибко адаптироваться к быстро изменяющимся условиям;

o         существующие мировые центры компетенции заняты консервированием своего положения и активно противодействуют попыткам изменения социально-экономических условий развития информационных технологий

  • Невозможность равноправной конкуренции с существующими технологическими лидерами в сегменте глобальных сетей (весь топ-10 глобальных коммуникационных платформ представлен исключительно компаниями США и Китая) и стремительно устаревающие технологии существующего Интернета (созданные, преимущественно, в 50-60 годы прошлого века) диктуют потребность создания новой модели и новых рынков, требуют создания альтернативы на основе понимания слабых сторон существующей модели. Такой слабой стороной является закрытость и отсутствие гарантий доверенности. Абсолютно все мировые компании требуют от клиента доверия к своим решениям, но не предоставляют никаких гарантий и инструментов верификации этого доверия (вспомним скандалы с решениями Apple, Samsung, Google и прочих). Именно на этом и требуется строить новую модель.
  • Следуя «проторённым путём» сегодняшних лидеров, мы обрекаем себя следовать путём копирования и воспроизводства чужих идей, технологий, аппаратуры и программного обеспечения, которые разрабатываются в существующих центрах компетенций в США и Европе (добровольно соглашаемся на статус технологической колонии без права влиять на происходящие в метрополии процессы).
  • Объём внутреннего рынка Российской Федерации недостаточен, чтобы сделать экономически целесообразной большинство инновационных разработок. Без выхода на мировой рынок разработки будут убыточными и под них будет невозможно привлечь частные инвестиции.
  • Проект «Орион» является экономически выгодным и привлекательным при условии активного участия государства в финансировании на первоначальном этапе. Возможность двойного использования технологий позволяет, зарабатывать деньги не только продавая готовое оборудование, но и путем выполнения заказных разработок и консалтинга. Кроме того, они позволят увеличить загрузку ряда предприятий ОПК в рамках конверсии.
07

ЭКОНОМИКА ПРОЕКТА

В 2017 году число пользователей Интернета в России насчитывало 110 млн. чел. (во всём мире более 3,8 млрд. человек). При этом количество устройств в России, подключенных к Интернету, в 2017 году приблизилось к 570 млн. (около 16 млрд. устройств в мире).

По прогнозу исследовательского агентства Juniper Research (juniperresearch.com) к 2021 году мировой объем рынка составит 1,7 млрд. устройств в России (около 46 млрд. устройст в мире), то есть рынок вырастет в три раза за четыре года.

По оценкам экспертов реалистичный прирост рынка в РФ, составит не менее 15% в год, что в четыре раза ниже прогноза Juniper Research. Так, с учетом с учетом инфляции 5%, объём рынка в России увеличится с 80 млрд. руб. в 2018 г. до 382 млрд. руб. к 2026 г.

  • Традиционные операторы связи
  • Федеральные, региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления
  • Компании с государственным участием (ПАО)
  • Государственные и частные банки
  • Частные компании крупного и среднего бизнеса

Предполагается три источника финансирования проекта:

  • Компании — участники консорциума,
  • Инвестор (банк),
  • НП «Цифровая экономика РФ» — субсидии для создания сквозных технологий,
  • НП «Наука» — субсидии для формирования НОЦ «ОРИОН»,
  • ГП Минпромторга;
  • Отдельная государственная программа, нацеленная на реализацию целей и задач проекта «ОРИОН» в перспективе.
08

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Сетевой мультипротокольный процессор (далее СМП), разработанный российскими инженерами, со следующими основными особенностями:

  • способен функционировать как в существующих сетях передачи данных, так и в программно-определяемых сетях с поддержкой любых вновь создаваемых протоколов; Унификация
  • позволяет менять «на лету» программу обработки передаваемых данных, мгновенно реагируя на различные события в сети и в приложениях пользователей; Гибкость
  • будет реализован с криптографическим шлюзом «на борту», использующим в т.ч. отечественные алгоритмы шифрования; Безопасность
  • обеспечит глубокий интеллектуальный анализ трафика данных, в реальном времени и его интеллектуальную обработку в т.ч. с использованием алгоритмов искусственного интеллекта. Контроль трафика

Линейка коммутаторов уровня доступа и агрегации, разработанную российскими инженерами;

Комплексная система управления сетями связи и сетевая операционная система, созданные российскими программистами;

Организационная система производства и сбыта оборудования и программного обеспечения проекта;

Система обучения потребителей и партнёров, сопровождения и технической поддержки решений проекта

Система тестирования качества и безопасности IP блоков, протоколов и иных технических компонент решения «ОРИОН»

НОЦ «ОРИОН» — центр компетенций в сфере сетевых перспективных технологий и решений, как основа дальнейшего развития технологии, популяризации и подготовки кадров

  1. Увеличение доли российских разработчиков и производителей телекоммуникационного оборудования в российском сегменте рынка (решения, разработанные внутри РФ) c 7 % в 2017 г. до 45% к 2026 г., что в денежном выражении составит сумму не мене 170 млрд. рублей.
  2. Увеличение доли российских сетевых решений на мировом рынке с 0,02% в 2017 г. до 0,5 % к 2026 г. и до 2% к 2033 г.
  3. Рост средних доходов в отрасли разработки и производства телекоммуникационного оборудования на одного сотрудника и средних зарплат сотрудников в 5 раз до 2026 года и в 10 раз до 2033 года, до уровня доходов в отрасли в развитых странах.
  4. Достижение 5-ого места по числу публикаций в отраслевых научных журналах первой квартили (по сетевым технологиям), а также числу РИД/патентов, защищаемых на международном уровне.
  5. Совокупный объём затрат бюджета и российских компаний, разработчиков и производителей сетевых решений на НИОКР с 2026 года должен превосходить затраты компании-лидера затрат на R&D рынка сетевого оборудования (в 2018 году Ericsson потратил около 3,89 млрд. долларов на R&D);
  6. Совокупный объём затрат бюджета и российских компаний, разработчиков и производителей сетевых решений на продвижение, маркетинг и обучение сетевых специалистов во всем мире к 2026 году должен в превосходить затраты компании-лидера рынка сетевого оборудования.
  7. Создание доверенной, конкурентной инфраструктуры передачи данных (сети) преимущественно на основе отечественных разработок (на основе оборудования проекта «ОРИОН») с количеством пользователей к 2024 г. не менее 50 млн. (110 млн. к 2026 г.).

Обеспечение устойчивости и безопасности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации на всех уровнях информационного пространства за счет внедрения новейшего комплекса научно-технических решений проекта «ОРИОН» к 2026 г. 

С 2026 г. технологическое лидерство российских компаний, разработчиков и производителей решений проекта «ОРИОН», подтверждённое технологическими преимуществами решений. Переход российских компаний от выживания в узких рыночных нишах к экспансии на глобальных рынках в кооперации с компаниями разных стран.

10

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОЕКТА "ОРИОН"

  • Международная система связи функционирует на основе открытых базовых технологий и решений, свободно распространяемых и развиваемых любым участником сетевого сообщества.
  • Действует международный консорциум, охватывающий большинство стран мира, для развития международных отношений в области проектирования, строительства и использования глобальных сетей. Задачей консорциума является содействие мирному использованию глобальной сети.
  • Действует сеть национальных удостоверяющих центров для реализации необходимых локальных правил и требований и действующих на основании национального законодательства (в настоящее время существует проблема с признанием российских удостоверяющих центров на глобальном уровне).
  • Каждый человек имеет право на свободный безопасный доступ в международную сеть связи и технические гарантии соблюдения его прав и свобод.
  • Использование системы искусственного интеллекта, в связи с невозможностью управления человеком сетью в новых масштабах.
  • Право любого человека на связь отражено во всеобщей декларации прав человека.
  • В рамках последовательной интернационализации управления глобальной информационной инфраструктуры передать права управления адресным пространством глобальной сети от ICANN — международному союзу электросвязи (МСЭ).
  • Функции обеспечения кибербезопасности, ввиду их глобального влияния возложен на соответствующий подкомитет совета безопасности ООН.
  • Разработчики, производители оборудования, программного обеспечения и услуг в сфере обращения с информацией, не зависимо от расположения, юрисдикции, принадлежности к этносу или любому государству имеют равные права и доступ к участию в «сетевом строительстве».